chygestranka (chygestranka) wrote,
chygestranka
chygestranka

Categories:

Краткая справка: СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - психоневрологическое расстройство развития характеризующееся триадой симптомов: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.

СДВГ на данный момент относят к группе расстройств, вызванных ММД (минимальными мозговыми дисфункциями). ММД это очень лёгкая форма недостаточности мозга – дефицита мозговых структур и нарушение сроков и этапов их созревания. ММД это функциональное нарушение, по сути своей являющееся не заболеванием, а состоянием, это констатация факта особенности развития. Наличие ММД (это верно не только для СДВГ, но и для других синдромов этой группы) не влияет на прямую на интеллектуальное развитие и потенциал ребенка, хотя косвенно препятствует развитию интеллекта. Интеллект это радушный хозяин, он здоров и бодр, сидит в красиво убранной комнате за накрытым столом и ждёт гостей. Гости это знания и умения, информация из внешнего мира, они пришли к дому и хотят попасть на праздник. А ММД это заклинившая тяжелая дверь, которая открывается медленно и туго, впустит пару гостей и захлопывается обратно. Но на помощь могут прийти родители, психолог, педагоги, взять растерянных гостей за руку и подвести к боковому входу.

В половине случаев дисфункция СДВГ проходит с возрастом ребенка (45-50%) или снижается проявление симптомов снижается до уровня не мешающего нормальной личной и социальной жизни. Однако второй половине (а по некоторым данным и не половине даже а 70%) детей везёт меньше и симптоматика сохраняется во взрослом возрасте, хотя преобретает несколько иные формы. Значительно влияют на эти показатели правильный подход к обучению, воспитанию и организации жизни ребенка. В редких случаях (1-3%) СДВГ распространяется и на взрослый возраст принимая формы личностных, антисоциальных, дивиантных или психотических расстройств.

Имеет смысл сказать, что существует некий спор о реальности существования этого состояния. Спор проходит в основном не между одними и другими специалистами, а между специалистами (различных медицинских и психологических специальностей) и родителями, педагогами. Хотя конечно и ряд специалистов принимает иную сторону. Однако и в МКБ-10, и в DSM-IV (1980), и в DSM-IV-TR (2000) этот синдром описан, имеет внутреннюю классификацию и диагностические критерии.
На мой взгляд, споры вокруг СДВГ (по крайней мере в нашей стране) вызваны распространенностью гипердиагностики по этому синдрому и инертностью педагогического подхода. Диагноз СДВГ часто лепят без разбора, не соблюдая диагностические критерии по данному синдрому, по этому родители совершенно закономерно сомневаются в его обоснованности. А педагогам за частую проще окрестить ребенка ленивым и дурно воспитанным чем искать к нему особый подход. Потому что в первом случае виноват ребенок и его родители и можно всё на них спихнуть, а во втором учителю и школе пришлось бы брать на себя профессиональную ответственность.

Аргументы о том, что СДВГ дескать новодел, модное веяние не состоятельны – впервые этот синдром был описан более века назад.
В 1902 году англичанин Джордж Стилл опубликовал серию лекций для the Royal College of Physicians в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей с значительными поведенческими проблемами, связанными с органической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка. В этих лекциях довольно точно описывается симптоматика, ныне носящая название СДВГ.

Что же это за симптоматика?
Синдром состоит из трёх составляющих – нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Именно сочетание всех трёх составляющих, причём не в широком, бытовом, а во вполне конкретном узкоспецифическом смысле даёт основание для постановки диагноза СДВГ. Есть три варианта развития синдрома – с преобладанием гиперактивности, с преобладанием нарушений внимания и с сочетанная форма (с равномерным распределением особенностей поведения).

Что следует знать родителям впервые сталкивающимся с вопросом о возможности СДВГ у своего ребенка? Самое главное в реалиях отечественной медицины это критерии постановки диагноза – родителям полезно знать их, что б обезопасить ребенка и свою семью от гипердиагностики. Лучший вариант проводить диагностику у, что называется, «хорошего специалиста». Т.к. дифдиагноз по этому состоянию весьма сложная и многофакторная задача, от того насколько внимателен, вдумчив, опытен специалист очень многое зависит. Большинство же специалистов не проводят дифференциальную диагностику как таковую, ставя диагноз основываясь на кажущейся простоте определений из МКБ или DSM.
Но даже если диагностировать только по критериям этих классификаторов не-а критерии не напишу, у вас есть интернет если хотите заменить им медвуз – ваше право. Но к примеру я, психолог, работающий в т.ч. и с детьми с этим синдромом и с их семьями, т.е. хорошо знающий проявления и симптоматику, СДВГ самостоятельно не диагностирую. Не потому что не имею право номинально, по закону, а потому что прекрасно понимаю - мне ни псих фак со спецухой в области специальной детской психологии, ни опыт консультирования специальных детей не заменит мед.вуза. Но если кто считает, что погуглить это самое то что нужно – вперёд. Однако не советую, лучше читайте О’Генри и Мольера, там собсно уже всё написано =), то необходимо учесть ключевой момент, цитирую: «Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности [гиперактивности, импульсивности (т.е. по шесть на каждую ф=цию], которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам»
А теперь российские мамы с детьми имеющими этот диагноз, поднимите руку те, чей врач наблюдал и тестировал ребенка на протяжении 6 месяцев до постановки диагноза и кто проводил диффдиагноз в соответствии c должными, а не статистическими нормами?
А ведь без этого нельзя поставить правильный диагноз.

Родителям, чьим детям уже поставлен СДВГ следует очень внимательно отнестись к предложению медикаментозного лечения. В большинстве случаев такое лечение не оправдано и приносит больше вреда, чем пользы (и это не моё личное мнение, это мнение основано на результатах многочисленных исследований, последнее такое проводилось в Австралии на протяжении 20 лет, результаты опубликованы в этом году). СДВГ – это состояние, а не заболевание, т.е. его надо адаптировать, а не лечить. К тому же способов лечения этого состояния не выявлено на данный момент. Лекарства будут купировать ту или иную симптоматику или подавлять психическую активность в целом. Нужно ли это вам и вашему ребенку – это очень большой вопрос, решать который надо индивидуально и очень тщательно. И я всегда склоняю родителей на более трудный, но более здравый и здоровый путь психолого-педагогической работы, а не фармакологии.
Даже если принято решение об использовании лекарственных средств родителям следует понимать (и врачам не плохо было бы…), что это только вспомогательные методы при данном синдроме – это общепринятое мнение специалистов. Данное состояние не возможно вылечить с помощью медицинских манипуляций и методов.

Ну и последнее замечание на заметку родителям – ряд исследований проводит корреляцию между формированием СДВГ и систематическим употреблением в пищу усилителей вкуса типа глютомата натрия. Такие исследования были спровацированы резким увеличением случаев СДВГ в популяции ряда ведущих стран в течении нескольких лет, это вызвало озабоченность здравоохранительных органов и поиск причин. Мощное лобби пищепрома и фастфуда эти исследования забанило предъявив свои, альтернативные. Однако я своим детям глютомата не даю. И вам не советую. И клиентам с СДВГ называю это первой же рекомендацией – изменить рацион питания, по моей скромной статистике эффект заметный.

Вот собственно всё, что можно сказать об СДВГ в кратце.
Tags: Гомеопатия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments