chygestranka (chygestranka) wrote,
chygestranka
chygestranka

Грейс Коддингтон. Полвека в стиле Vogue

Грейс Коддингтон. Полвека в стиле Vogue

В 70—80-х годах прошлого века на стенах практически каждой парикмахерской по всей территории СССР появились чёрно-белые фотографии модели, снятой вполоборота со спины. Той моделью с идеально-красивой шеей, которая демонстрировала стрижку, называемую в нашей стране «сассун», была Грейс Коддингтон. Если оглянуться на жизнь Грейс, она кажется оазисом сбывшихся надежд. Появиться на обложке Vogue, стать востребованной моделью, утвердиться как стилист и, наконец, быть вторым человеком в самом модном журнале современности. Но если приглядеться, станет ясно: кульминационные сцены своей уникальной карьеры госпожа Коддингтон трудолюбиво готовила сама. Разве что к её прямолинейному сценарию судьба добавила и горечи, и удачи.

Грейс Коддингтон, фото Willie Christie

Бегство с острова

Небольшой ветреный остров Англси в графстве Уэльс, семейный отель, который наполняется голосами лишь в курортный сезон… Грейс Коддингтон определённо повезло с живописным детством. Она часами сидела на берегу моря, мечтая. Долгими зимними вечерами играла с сестрой в привидения: обернувшись в белые простыни, они бродили по полутёмным заброшенным коридорам гостиницы, успевая напугаться ещё до окончания игры. Грейс хватало времени для созерцания и уединения. Девочка была зачислена в католическую школу, но едва ли не половину учебного года проводила дома, страдая от частых бронхитов. В те годы – а речь идёт о 40-50-х – телевизор был редкостью. Всё, что оставалось Грейс, – это пейзажи, сны, фантазии, а также эхо далёкой цивилизации – журнал Vogue. Высокая мода доходила до Англси с возмутительным опозданием, хотя родители девочки исправно оплачивали ускоренную доставку. Каждый номер был долгожданным подарком, и на машинке «Зингер» Грейс пыталась повторить фасоны со страниц модного издания. Хотя бы те, что можно было носить на ветрах Англси. И те, что не противоречили консервативному стилю родителей.

Грейс в платье Comme des Garcons, фото Steven Meisel для итальянского Vogue, 1992 Ещё подростком Грейс знала, что на тихом острове не останется, её манили другие горизонты. Она была более рослой, чем сверстники, так что знакомые советовали ей попробовать себя в качестве модели. В 18 лет девушка собрала вещи и отправилась в Лондон, в модельную школу. В британской столице познакомилась с выдающимся фотографом Норманом Паркинсоном. Первая же их совместная фотосессия требовала от неё обнажения, но Грейс не смутилась: она боготворила этого мастера. К тому же он не побоялся дать ей шанс, и не прогадал. Грейс Коддингтон и Видал Сассун, 1964Грейс и Карл Лагерфельд на показе Chanel весна-лето 2007 С Карлом Лагерфельдом, 1974

Характерная модель

Девушка выиграла конкурс молодых моделей от британского Vogue и стала участвовать в съёмках. «Меня никогда не считали красивой, я не была блондинкой с голубыми глазами. Я была характерной». Главным богатством Грейс как модели стали её волосы – рыжая копна обеспечила её работой в кругах парикмахеров. Её пряди начёсывали, завивали, заливали лаком… пока Коддингтон не встретила Видала Сассуна, парикмахера-новатора, которому ещё только предстояло войти в историю. Вместе они ездили по небольшим городкам, где проходили семинары и конкурсы. Шевелюра Грейс превратилась в броский «боб». В середине 60-х Сассун довёл форму до совершенства, открыл скулы и шею Грейс, линиями которых восхищался, и показал на ней свою знаменитую геометрическую стрижку «5 точек». Бигуди, сушуары, липкий лак – с причёской от Сассуна женщина в них больше не нуждалась. Грейс Коддингтон вспоминает: «Он делал укладку с феном в руках, это было не очень быстро, но в итоге великолепно. Стрижка была выполнена с такой точностью что, как бы ты ни встряхнула волосами, ни одна прядка не выбивалась из формы». И именно Грейс пригласил на съёмку Дэниел Галвин, когда пытался сделать окрашивание популярным. После публикации фото с Грейс в Vogue британские звёзды тоже захотели сменить цвет волос. Грейс приносила удачу.

Грейс на обложке британсого Vogue, август 1962 Грейс со знаменитой стрижкой Видала Сассуна, 1963 Только её стали узнавать в мире моды, случилось несчастье. В автомобильной аварии молодая модель повредила глаз. Осколок зеркала отсёк ей веко. На два года Грейс отошла от работы, чтобы прятать увечье за тёмными очками и проходить – одну за другой – болезненные пластические операции. Чтобы скрыть шрамы, модель экспериментировала с гримом: рисовала ресницы на нижнем веке. Как уверяет Коддингтон, это было ещё до взлёта Твигги, хотя кукольный взгляд теперь приписывают именно «Тростинке». Грейс всё же вернулась к работе модели. Снимаясь для французского Elle, она курсировала между Парижем и Лондоном, вела светскую жизнь, вращаясь в клубах, куда заглядывали Beatles и Катрин Денёв. Коддингтон встречалась с продюсером Альбертом Коски, они собирались пожениться, когда Грейс получила ещё два жестоких удара. Она не смогла сохранить беременность – перенесла выкидыш после того, как её машину перевернула толпа обезумевших футбольных фанатов. И вдобавок узнала о параллельном романе жениха – он встречался с сестрой Катрин Денёв, Франсуазой Дорлеак. Однажды утром, когда Грейс и её возлюбленный ещё были в постели, раздался телефонный звонок – Альберту сообщили, что Франсуаза погибла в автокатастрофе. «В тот момент он потерял нас обеих», – констатировала Коддингтон в своих мемуарах. Очевидным стало и то, что модельная карьера Грейс миновала свой зенит. Коддингтон встретилась с главой британского Vogue Беатрикс Миллер и получила должность младшего редактора по фотосъёмкам. Одна из первых командировок была сказочной, с давно обожаемым Норманом Паркинсоном на Сейшелы. Он приучил её тренировать взгляд, ловить момент и вдохновение. Они вставали в пять утра и искали натуру для съёмок. «В машине, – наставлял Грейс именитый фотограф, – дремать не стоит. Пропустишь вдохновляющий вид!» В другой поездке, в Сен-Тропе, на съёмке вечерних нарядов Хельмут Ньютон окрестил кадры «скучными» и потребовал от Коддингтон сделать хоть что-нибудь, чтобы спасти съёмку. Грейс сама нырнула в бассейн, оживив мизансцену. Работа была захватывающей, но приносила скромный доход: младшему редактору платили в четыре раза меньше, чем востребованной модели, каковой она была ещё недавно. У Грейс между тем появились новые заботы: после смерти сестры в 1973 году она взяла на воспитание своего племянника Тристана. Через несколько лет её повысили до старшего редактора. Грейс Коддингтон нашла свой собственный почерк, и ей доверяли. В начале 80-х она уже создавала на страницах британского Vogue целые полотна. Как писал один из модных критиков Майкл Робертс, это были «внушительные фотоочерки в стиле National Geographic, объёмом более двадцати страниц, в них одежда была вписана в ландшафт так искусно, что едва ли фотографии вообще походили на модные снимки». Карен Элсон в образе Грейс Коддингтон, фото Steven Meisel для американского Vogue, 2008Грейс на обложке i-D Magazine, фото Arthur Elgort, 2012

Cнова с Vogue

В 1987 году, после почти двух десятилетий редакторской работы в Vogue, Коддингтон покинула издание. В журнале сменилось руководство: в британский офис вместо Беатрикс Миллер пришла Анна Винтур. Грейс же в то время сделали выгодное предложение: пригласили на должность директора по дизайну в Calvin Klein Collection. Там она успешно проработала год, но поняла, что скучает по круговерти модного журнала. «Если ты девушка из Vogue, это навсегда». В 1988 году Анна Винтур возглавила Vogue в Нью-Йорке. Узнав об этом, Грейс попросила взять её в команду. Так начался новый период Коддингтон в Vogue, на этот раз в дуэте с Винтур. Каково влияние креативного директора самого влиятельного в мире модного журнала? Оно огромно. Те снимки, которые Коддингтон воплощает для Vogue, попадают на стол к сильнейшим мира моды, отражаются в рекламных кампаниях, откликаются в облике прохожих на улицах крупнейших мегаполисов. Дизайнеры считают за честь изготовить платье специально под идею Коддингтон. В 2003 году она задумала фотосессию по мотивам «Алисы в Стране чудес» – этой съёмкой Грейс особенно гордится. Николя Гескьер, работавший тогда в Balenciaga, создал замысловатое платье с рюшами. Но вот незадача: сборки лежали не так, как требовала композиция, продуманная самой Энни Лейбовиц. Фотограф предложила в срочном порядке платье либо заменить, либо переделать. Дизайнер даже спорить не стал: новое-старое платье было готово вовремя. Ведь это для команды Грейс Коддингтон.

Креативный директор Грейс Коддингтон, фото David Sims для Vogue Креативный директор Грейс Коддингтон, фото Steven Meisel для Vogue Креативный директор Грейс Коддингтон, фото Annie Leibovitz для Vogue Креативный директор Грейс Коддингтон, фото Annie Leibovitz для Vogue То, что снимки из Vogue можно рассматривать, как картину, раскрывая слой за слоем, – её заслуга. Кринолины от Dolce & Gabbana в цветущих садах, шелка от Vera Wang на линии прибоя, костюмы от Dior на вокзальном перроне… За модной материей всегда скрывается история, сюжет которой намечен пунктиром, а настроение – создано десятками деталей. «Если Анна Винтур – это Папа Римский, то Коддингтон – Микеланджело, который 12 раз в год по-разному расписывает Сикстинскую капеллу», – утверждает журнал Time. И кстати, Коддингтон – практически единственный в мире человек, который может жёстко противостоять Винтур. На своих полотнах Грейс отвечает за всё. «Возможно, я последний в мире модный редактор, который сам одевает девушек, а не предоставляет эту работу ассистенту. Гардеробная – единственное место, чтобы пооб-щаться с моделью, дать ей совет, как позировать, какое передать настроение, при этом не вмешиваясь в работу фотографа». Стилист Грейс Коддингтон, фото Norman Parkinson, модель Джерри Холл, СССР, 1975Грейс Коддингтон для журнала Brigitte, фото F.C. Gundlach, 1967 Несмотря на профессиональный авторитет, Коддингтон никогда не жаждала власти и публичности, она год за годом с упоением делала свою работу, оставаясь за кулисами. Слава обрушилась на неё в 2009-м, когда в Сети появился документальный фильм о редакции Vogue под названием «Сентябрьский номер». К 70 годам она завершила работу над мемуарами. По слухам, издательство заплатило за них более миллиона долларов. Грейс с окрашиванием Daniel Galvin в начале модельной карьеры, ранние 70-е Коллеги говорят, что в душе Грейс Коддингтон всегда 25 – потому она и держится на плаву в этом переменчивом деле. В последние годы ей пришлось немного сбавить обороты, отказавшись от дальних перелётов. В мире моды всё больше личностей, вызывающих у неё отторжение. Эгоцентричные знаменитости, которые сидят в первом ряду на показах, привлекая внимание к себе, а не к подиуму. Модельеры, которые думают, что за считанные месяцы могут стать гуру, не предполагая, сколько отказов и падений стоит за истинным, прочным успехом. Зато она и её команда продолжают творить: каждый день, каждый месяц, и так уже полвека рука Грейс Коддингтон дирижирует разворотами великолепного Vogue. Грейс со своими «двойниками» в одежде Marc Jacobs Грейс в Париже, 2013
Текст Анна Балдина
Размещено 26.06.2014
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments